Таким образом, драма Верхарна, где все время

29 Июл 2014 | Автор: | Комментарии к записи Таким образом, драма Верхарна, где все время отключены

Таким образом, драма Верхарна, где все время чувствуются массовые волнения, крики, бурная реакция на все происходящее со стороны разнохарактерной народной толпы, создана, как и драма Роллана, в новом для того времени жанре массового народного зрелища («Зори» были одной из тех драм, которые ставились, как и роллановские «Драмы революции», в народных театрах).

Сближает Верхарна с Ролланом и патетически приподнятая речь, ораторская интонация и декламационный характер стихов его пьесы, обращенных к широкой демократической аудитории, которую и один и другой художник стремятся заразить своим энтузиазмом, поднять на борьбу за высокие общечеловеческие идеалы. (Пусть даже в представлениях их много идеализма и утопичности, так как оба они в это время в значительной степени мечтатели и романтики, излишне полагающиеся на внутренние ресурсы человеческого духа.)

Как и драма «Четырнадцатое июля», заканчивающаяся победоносным взятием Бастилии, последняя сцена «Зорь» завершается свержением символической статуи власти, которое происходит при активном участии и восторженных криках торжествующего народа. Финальная реплика спектакля полна оптимистической уверенности в человеческом будущем: «А теперь пусть загораются зори!»

Таким образом, из опыта Роллана и Верхарна мы можем заключить, что в самом конце прошлого века мировая литература обогатилась совершенно новым жанром народно-революционной драмы — драмы, вопреки законам старого театра, построенной на конфликтах большого политического и этического звучания, открытой для массового героического действия и полной оптимистической убежденности в духовных силах народа и торжестве разумных человеческих идеалов. Далекая от камерных, частных сюжетов, драма эта имела дело не с рядовыми людьми, занятыми мелкими, незначительными делами, а с людьми героического склада, действующими в самых напряженных исторических ситуациях и решающих гигантские по своей сложности задачи. Это был именно тот театр, который, по замыслу Роллана, должен был «противопоставить расслабленной утонченности парижских увеселений искусство мужественное и мощное, способное выразить коллективную жизнь и подготовить возрождение нации», как он говорил в книге «Народный театр». И но случайно, начав свой творческий

путь с драматургии, Роллан снова и снова возвращался к этому своему любимому жанру, вплоть до самой последней и самой заме-чательной драмы «Робеспьер» (1939).

Конечно, очень соблазнительно сравнить здесь ранний, патети-ческий и революционно-романтический этап творчества Роллана со столь же патетическим и романтическим этапом в начальном периоде творчества Горького. Симптоматично, что оба великих пи-сателя, почти одновременно вступая в литературу (в 90-е годы прошлого века), начинали свой путь с поисков крупных, героиче-ских характеров, противостоящих буржуазной обыденности конца века. Оба при этом стремились не просто к реализму, но к реализ-му нового типа, только Горький, рожденный в России, идущей к пролетарской революции, проделал этот путь много быстрее и ин-тенсивнее, чем Роллан, несущий на себе груз индивидуалистичес-ких традиций западноевропейской культуры.

Драматургия Роллана не прижилась на сцене, ибо слишком не-обычны были эти новые по своему духу патетические революци-онные пьесы, и буржуазное общество, в котором они появились, не захотело их принять18. Вслед за драматургией было похороне-но и движение за создание народного театра, которому он отдал несколько лет жизни. Тяжело пережив общественный кризис, сов-павший с его семейной трагедией (разрыв с женой), вынужден-ный отказаться от театра, Роллан тем не менее не сдается, а начи-нает поиски нового воплощения своего героического идеала. Он от-ходит от задач массового революционного действия, но углубляется в рассмотрение доблестной человеческой души, будь то его люби-мец Бетховен, или гениальный Микеланджело, или «пророк из Ясной Поляны» — Лев Толстой, которых он делает героями своих «Героических жизней».

Пусть новые герои Роллана — уже не вожди революции, не участники грандиозных общественных движений, а только гени-альные одиночки, которые обращаются к таким же одиночкам, разбросанным по всему свету, и могут воздействовать на них ис-ключительно нравственным примером. Однако и они вдохновле-ны характерным героическим пафосом Роллана. Создавая эти ге-роические образы, он стремится прийти на помощь несчастным

18 «В капиталистическом обществе театр жестко контролируется неви-димой цензурой правящих классов. В своих крупных газетах они подкарм-ливают двух или трех критиков, реакционных, посредственных и всемогу-щих, которые, в сущности, играют роль надзирателей, охраняющих интел-лектуальную пустоту сцены. Поэтому нечего удивляться, что Театр Револю-ции не был, по крайней мере во Франции, оценен по достоинству»,— сви-детельствует в статье о драматургии Ромена Роллана современный фран-цузский нисатель Робер Мерль («Europe», 1965, dec, № 439—440, p. 26).

и одиноким людям, задавленным нуждой и лишенным моральной поддержки: «Я хочу собрать вокруг них героических друзей, великие души, которые страдали во имя добра… Пойдем же вслед за ними, вслед за всеми, что боролись, как они, в одиночку, разбросанные по всем странам, во всех веках. Уничтожим преграды времени. Воскресим племя героев»,— объявляет он в предисловии к «Жизни Бетховена» (1903). И о том, что его призыв был услышан, говорит колоссальный успех и распространение этой маленькой книги.

Знаменитое предисловие к «Жизни Бетховена» справедливо называют «этическим и эстетическим исповеданием веры Рол-лана». В нем с особенной ясностью раскрыты стимулы, заставившие его обратиться к освежающему источнику героического искусства в затхлой атмосфере западноевропейского декаданса: «Вокруг нас душный, спертый воздух. Дряхлая Европа впадает в спячку в этой гнетущей, затхлой атмосфере… Мир погибает, задушенный своим трусливым и подлым эгоизмом. Мир задыхается. Распахнем же окна! Впустим вольный воздух! Пусть нас овеет дыхание героев».

Другие статьи категории "Сочинения на зрелость души":
Прочитал статью?Голосуй!!!
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Мы в VK
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

Email: steam-seller@list.ru

Skype: Sabanowwlad

ICQ: 696042917

О сайте

На нашем сайте вы найдете море сочинений на разнообразные темы.