Произведение по повести «История одного города»

14 Янв 2017 | Автор: | Комментарии к записи Произведение по повести «История одного города» отключены

В творчестве Салтикова-Щедрина «История одного города» (1869 —1870) занимает одно из центральных мест. Это яркий образец политической сатиры, в которой подвергнутся бескомпромиссной критике самые основы самодержавия, разоблачаются любые формы деспотизма, выраженный решительный протест против идеологии смирения, покорности и пассивности. В сатирической «Истории одного города» соединяются элементы бытовое и фантастические, своеобразно сопоставленный прошлое и настоящее. Категория художественного времени становится одним из самых важных факторов, которые определяют структуру все книги

Извне рассказ, казалось бы, охватывает сделанный но определенный исторический период - с 1873 по 1825 г. Н с первейших страниц писатель постоянно соотносит событие XVIII В. с живой современностью. Поэтому нельзя воспринимав книгу Салтикова-Щедрина как сатиру на историю, хотя в описаниях некоторых градоначальников и можно найти намеки на те или другие цари, министров. Так, в обиде Негодяева есть что-т от Павла I, Грустилов напоминает Александра I, Угрюм-Бурчеева и Аракчеева и т.д. Однако глуповские градоначальники в целом совсем не персонифицируют собой конкретных российских царей или их министров. Значение щедринской сатиры значительно шире. В ней речь идет о всей системе самодержавного правления, системе антинародной и античеловеческой, что осталась в своих основных чертах неизменяемой. Раскрывая суть своего замысла, Щедрин писал: « Может быть, я и ошибаюсь, но во всяком случае ошибаюсь совсем искренне, что те же самые основы жизни, которые существовали в XVIII В., существуют и теперь. Итак, историческая сатира совсем не была для меня целью, а только формой».

Как бы извне ни отличались градоначальники друг от вторая, их объединяет одно: любое их действие направлено против народа. На первые же страницах «Истории одного города» о градоначальниках было сказано: «Все они секут обывателей...» Так из самого начала поставленная главная проблема произведения: самодержавие и народ. Предельной концентрации деспотическая сущность антинародной политики самодержавия достигла в обиде Угрюм-Бурчеева. Он превращается в страшный символ мертвенной, механической, бездушной власти, которая правит Глуповим. Потерявши всякую жизненную опору, представители самодержавно-крепостнического режима живут в каком-то фантастическом мире. Впрочем, самая по себе фантастика у Щедрина не так уж далеко отстоит от реальной действительности. Сатирик лишь доказывает до логического конца, заостряет, гиперболизирует то, что зафиксировано в народном творчестве; порою он как бы материализует метафорические выражения, которые уже существуют в языке. Так, словосочетание «порожня глава» вырастает в Салтикова-Щедрина у образ градоначальника с фаршированной главой (Прыщ). У другого градоначальника в голове находится маленький органчик, который мог наигрывать только два романса: «Распашу» и «Не потерплю». Возникает возможность для остроумного обыгрывания этих гротескных ситуаций: фаршированная глава может быть съеденная, органчик требует ремонта и т.д. Объясняя необыкновенный характер рассказа в «Истории одного города», сатирик писал: «...Градоначальник с фаршированной главой означает не человека с фаршированной главой, но именно градоначальника, который распоряжается судьбами многих тысяч людей. Это даже и не смех, а трагическое положение». Когда либеральные критики продемонстрировали непонимание своеобразности повествовательной манеры сатирика, обвиняя его в преувеличении и перекручивании действительности, Салтиков-Щедрин отвечал: «Если бы вместо слова «органчик» было бы поставленное слово «дурак», то рецензент, наверное, не нашел бы ничего неестественного... Ведь не в том дело, которое в Брудастого в голове оказался органчик, который наигрывает романсы «не потерплю» и «распашу»., а в том, что есть люди, которых все существование исчерпывается этими двумя романсами. Есть такие или люди ни?»

Отношение писателя к народу принципиально отличалось от него отношения к миру угнетателей и эксплуататоров. С глубоким и искренним сожалением пишет он о глуповцах, которых называют «бедными приголомшува». Однако изображение народа в Салтикова-Щедрина далеко не однозначно. Он решительно не принимает настроений пассивности, смирения, непротивление злу. Объясняется это присущий всем революционным демократам стремлением разбудить народ к активным действиям, к борьбе и одновременно пониманием трагической судьбы народа, угнетаемого всей системой эксплуататорского общества

В «Истории одного города» сатирического и трагического начала находятся в сложном взаимодействии. Писатель специально подчеркивал это обстоятельство: «Изображая жизнь, которая находится под ярмом сумасшествия, я рассчитывал на нарушение в читателе горького чувства, а отнюдь не веселонравия». Относительно этого особенно важные главы «Голодный город» и «Соломенный город», в которых выделяется прежде всего не глупость «обывателей», а их убогость и голодное существование. Трагичность положения глуповцев состояла в том, что вместо которой бы то не было помощи их ожидает только твердое утихомиривание с помощью военной силы. Показательно, что трагические интонации усиливаются от главы до главы. В начале книги преобладает преимущественно сатирический пафос, но постепенно все сильнее и сильнее становятся ощутимыми и другими мотивами, особенно в последних главах: «Поклонение мамоне и покаяние» и «Подтверждение покаяния. Вывод». Именно здесь содержатся важные мысли писателя о том, что глупость, инертность, «ошеломленность» жителей города Глупова не являются их естественные свойства, но образуют лишь «искусственные примеси». Глуповци могут быть способными и на протест. Символични и эпизоды с рекою, что вознамерился запрудить Угрюм-Бурчеев и какая, несмотря на все его усилия, упрямо текла в бывшем направлении

Означает или это, что в конце в Салтикова-Щедрина начинают звучать оптимистичные нотки? Ответ на этот вопрос прямо связанный с тем толкованием, которое можно дать последним абзацам главы «Подтверждение покаяния. Вывод», где появляется «что-то», что несется на город, « временами изрыгая из себя какие-то глухие, что каркают звуки». Давно уже в нашем литературоведении идут споры относительно объяснения этого финала. Неясно, почему при приближении этого таинственного «оно» «неисповедимый ужас выступил на всех лицах, охватил все сердца», почему именно Угрюм-Бурчеев оказался в залоге предусматривать « его» появление. В большинстве исследований мистический «не то ливень, не то смерч» ассоциируется с идеей народного восстания. Высказывается и другое мнение, согласно которому в финале речь идет о наступлении в России реакции после поражения восстания декабристов в 1825 г.

«...В обиде «оно»,- пишет Д. П. Николаев,- появляется что-то вражеская жизнь, враждебно глуповцам, что выступили против градоначальника, и «родственное» Угрюм-Бурчееву... Это одновременно широчайшее итоговое обобщение всего того, что вражеская жизнь, человеку, народа, общественному развитию».

Художественный мир «Истории одного города» строится на новых принципах сатирической типизации. Основными приемами изображения действительности становятся заострение, гротеск, сатирическая фантастика. Это особые и очень эффективные формы художественного обобщения действительности, способны раскрыть глубинные противоречия жизни, сделать их предельно наглядными. «История одного города», в которой художественная манера автора была доказана к высокой степени совершенства, есть одним из шедевров россиянке и мировой сатиры

Другие статьи категории "Подход к сочинению":
Прочитал статью?Голосуй!!!
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Мы в VK
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

Email: steam-seller@list.ru

Skype: Sabanowwlad

ICQ: 696042917

О сайте

На нашем сайте вы найдете море сочинений на разнообразные темы.