Мириам камеповапа, Кассандра непризнанная, Елеазар бессильный, Тирца изгнанная

12 Янв 2017 | Автор: | Комментарии к записи Мириам камеповапа, Кассандра непризнанная, Елеазар бессильный, Тирца изгнанная отключены

Если в первые года XX ст. Леся Украинка не могла найти ясного ответа на этот болезненный вопрос среди киевских социал-демократов, то тем более довольно было надеяться ответа на него от украинских есдекив, которые стояли большей частью на меньшевистских националистичнихпозициях.

В тяжелые минуты уныния Леси Украинцы временами казалось, что

…теперь уже дети и внуки

Темную могилу для себя мурують…

Тело израйля будет в могиле…

…згине навеки Израиль в краю неволи, в жилье работы… («Израиль в Египте»)

Тогда она заклинала, чтобы дух «или сын мужской» - ей уже безразлично - вывел-таки Израиль з плена

Пылко любя родной народ, поэтесса распространяет свою любовь и стремление воли на все уярмлени народы. Свидетельством ее интернационалистских взглядов есть известный стих «Дым», написанный 1903 года

Драматическая поэма «На руинах» отбивает ТЯЖЕЛЫЕ раздумья Леси Украинки о судьбе родного народа. Ручательство социального и национального освобождения украинского народа поэтесса видит в преодолении рабского равнодушия, в активной работе, в утверждении деятельной любви к отчизны. Поэтессе были чужие и неприемлемые те, что с покоем левита с поэмы «На руинах» берегли святощи давности и стояли в стороне от современного жизни. Поэтому в ее поэзиях, драмах пульсирует горячая кровь, а не литепло, поэтому ее оценки и характеристики, особенно в ранних драматических произведениях, острые и категоричные,

Всем ранним драматическим произведениям Леси Украинки присущий сосредоточение внимания на одном, главному, персонаже: Мириам («Одержимая»), Кассандри (одноименная драма), Елеазари («Вавилонський плен»), Тирци («На руинах»). Все они имеют одинаковую печальную судьбу: Мириам камеповапа, Кассандра непризнанная, Елеазар бессильный, Тирца изгнанная. Одержимые высшей идеей, певце, пророки и пророчицы еще не знают, как перейти пропасть, которая лежит между ними и народом, массой, ради которой они живут, но которая еще в своей тьме не может постичь или воспринять правды их пророчеств и призывов. Одни из них уже находят путь к уму и сердцам восприимчивых - как Елеазар и Тирца, другие - как Мириам - настолько одержимые чувствам любви или ненависти, которые еще и не задумываются над тем, или могут их слова убедить массу. Кассандра же самая не верит в правду своих пророчеств. Все они - художники, их оружие - слово, песня. Художник хочет поднять массы к пониманию задач, которые стоят перед ними. Страстность и пылкость Мириам и Тирци, одержимость Елеазара и Кассандри вызванные прежде всего любовью к своей родине, всеобъемлющим стремлением добиться ее воли и процветания. Служение отчизне - наивысшую обязанность всех главных героев этих драм. Если это было лишь в зародыше в «Одержимой», то в других произведениях, в том числе и в «ифгений в Тавриди», это руководящая идея, которой подчинены раздумья поэтессы о месте художника в общественной борьбе. Вместе с тем, это не тема художника и гурьбы, как ее к тому трактовали многочисленные писатели, которые противопоставляли героя гурьбе. Для Леси Украинки не вопроса было целиком развязано еще в середине 90- х годов. Роберт Брюс - герой только тогда, когда он возглавляет народ и выполняет его волю. Певец в «Давней сказке» опирается на революционное сознание масс, а поэт во время осады караулит на переднем краю. В ранних драмах Леси Украинки эта тема решается не путем противопоставления героев массам, а борьбой главных героев за массы. Если «Вавилонський плен» и «Одержимая» в сути своей драмы разоблачительные, то «На руинах» уже промежуточная между этим типом драмы и общественной драмой масс

С драмами ибсена их роднит то, что В основу произведения положенная какая-то одна идея; она временами превращает его в проповедь, скрытую, как и у ибсена, огромным художественным талантом. Ранние драмы Леси Украинки отличает от аналогичных за изложением драм ибсена самая суть идеи - у ибсена это большей частью нравственно-философская идея, в Лесе Украинки - суспильио-философська. Отличаются они также тем, как показано здесь соотношение между героем и толпой. У ибсена «личная драма преобладает над общественной и герои слишком доминируют над толпой, которая служит им будто пьедесталом» ‘. В Лесе Украинки каждый эпизодичный образ наделенный одной выразительной чертой и не расплывается в безликой массе. Драма героев у нее - общественная драма, а гурьба в лице отдельно взятых ее представителей (в «Вавилонському плену», «На руинах», даже в «Кассандри» и особенно в начатой еще в 90-х годах драматической поэме «В пуще») старается понять героев, а также найти с ними какие-то близкие, если не общие, пути. Вместе с тем в ранних драматических произведениях поэтессы еще нет той признаки, из которой начинается, по определению Леси Украинки, «общественная драма в полном понимании этого слова», а именно: «уничтожается гурьба, как стихия, и на место ее становится общество, то_есть союз самостоятельных лиц»2.

В ранних драматических произведениях Леся Украинка подчеркивает большей частью одну какую-то линию в поведении героев - Мириам любит и ненавидит; Елеазар мучится от невольного пения на вавилонських площадях; Тирца вболивае за родным краем; Кассанд-Ра пророчит без веры в сказанное. Правда, в Кассандри поэтесса старается создать разностороний образ: она любит Долона, хотя и безнадежно; любит сестру Поликсену. Эпизоды, в которых раскрываются эти чувства, выпадают из общего тона драмы и лишают Кассандру прямолинейности, которая присущая другим героям произведений поэтессы, в частности Тирци и Мириам.

Страстность, которая характеризует героев ранних произведений драматургии Леси Украинки, пафос утверждения или возражение предоставляет этим героям не только прямолинейности, а и целостности характера, «одержимости» большой идеей. Этому содействовала также отточеность формулирований, которые, будто лозунга, кида Тирца в массы, их образность и направленность к конкретным лицам. Вот, кроме приведенных выше, такие точные, просто афористические выражения: «неволя, в неволе сам погибнешь», «раскуй меча на рало», «посей свыше границами пшеницу добру, оградись ржами от пустыни», или слова Мужчины, в которых звучит боль за родным краем:

Ты, вечная рано родной страны! Горишь ты у меня в сердце невгасимо!..

Одноплановость таких произведений, как «Вавилонський плен» и «На руинах», определила соответствующую композицию: все события развиваются вокруг центральной фигуры, а драматическое действие двигается в основном развитием идеи главного персонажа - то ли путем накопления фактов для следующего синтеза (начальные эпизоды в «Вавилонському плену» и «На руинах»), то ли путем постепенного ее раскрытия - как в сценах с левитами и пророками. В обеих произведениях во второй их половине в центре становится монолог, который в Елеазара воспринимается как самоинвектива, а в Тирци - как пророчество будущего

Согласно стилю произведения Леся Украинка отбирает и цвета. События «Вавилонського плена» разворачиваются под вечер, «красная мера меняет в кровь широкие воды». Сначала темные фигуры людей выступают на красном фоне. И чем быстрее спадает ночь, тем темнишим становится фон, краснеют фигуры от света скупо разложенных костров. Нет указаний на цвет одежды, лица окрашенные в один тон согласно односторонней характеристике героев и до одной, всеохватывающей идеи - постоянной заботы за судьбу родного народа, который закаливался и будет закаливаться в пламени будущих пожаров и боев. Даже башня Молоху в Вавилони возникает в упоминаниях Елеазара в ассоциации с полем битвы, огнем, кровью и костями павших:

Белеет мрамор, будто кости на поле, порфир рдеет, будто пролитая кровь, сеет злото, будто пожар ясный

В произведении есть и музыкальное сопровождение - развешенные иа вербах арфы бринять от ветра, в руках Елеазара арфа гомонит тихим и сумовитимголосом.

Заключительная ремарка объединяет в себе цветную и звуковую гаммы, предоставляет финалу торжественного настроения, вызванное чувством виднайдення родины. Вот зрительное восприятие ночи: маги гадают на звездах; тьма; гул ночных оргий; торжественная ночь дрожит,., загораются сторожевые огни. Зрительное восприятие объединено со слуховим: лагерь затихает, доносится гул ночных оргий; торжественная ночь дрожит; тишина

В драме «На руинах» действие происходит ночью. Ясная, месячная ночь, виднеются горы, поблескивая серебряным верховьем. Чернеют руины. Кое-где блимае огонек - разжигают костер. Слышно вздох, рыдание. Та же ночь, которая втишила лагерь вавилонських пленников, здесь шевелит растерянный народ. Продолжение во времени становится повторением зачина «Вавилонського плена» - с точки зрения экспозиции оба произведения подобные. Различие лишь в том, что главный герой во второй пьесе возникает сразу перед зрителем в действии. Цвета еще менее выразительные, ЧЕМ в «Вавилонському плену», но отбор их подобный - отблеск огней костра, темные фигуры и тени, а красный фон, согласно месячной ночи, предоставляет серебряного блеска фигурам и горам. Значительно более широкое применение цветов с активной ролью их было в первоначальном окончании драмы. Здесь восток «розовеет», а «звезда мировая заливает небо золотом и багрянцем, руина вспыхивает против солнца, будто улыбается, далекие верховья цветут красками, словно волшебные цветы». Наступление ясного дня и богатства цветов, обворожительность красок, среди которых, кроме красной, появляются розовая и другие, противоречили и действительному залогу вещей (затурканный и угнетенный народ остается в неволе, успех призывов Тирци меньший, чем она надеялась), и самой системе создания образа - однонаправленности, без вспомогательных характерных деталей, на контрасте одной-двохбарв.

Когда добавить, что и в других произведениях Леси Украинки, написанных в этот период, события обрисованы в объединениях троих-двух-трех красок, можно говорить об определенном принципе, подчиненном видной задаче произведения

Другие статьи категории "Темы школьных сочинений":
Прочитал статью?Голосуй!!!
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Мы в VK
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

Email: steam-seller@list.ru

Skype: Sabanowwlad

ICQ: 696042917

О сайте

На нашем сайте вы найдете море сочинений на разнообразные темы.