Изобличение преступного общества в романе “Преступление и наказания”

4 Янв 2017 | Автор: | Комментарии к записи Изобличение преступного общества в романе “Преступление и наказания” отключены

Много больших писателей в своих произведениях создавали образ Петербурга, раскрывая все новые и новые его игранные. Достоевский в своем романе изображает столицу в пору стремительного развития российского капитализма. Петербург в романе - не просто фон, на котором происходит действие. Это тоже своеобразное “действующее лицо” - город, который давит, душит, навевает кошмарные видения, вселяет сумасшедшие идеи, и потому история моральной борьбы Раскольникова разворачивается в романе на широком фоне повседневного жизни города. Перед нами проходят образа чиновника Мармеладова, его жены Екатерины Ивановны, которая умирает от чахотки, матери и сестры Родиона Раскольникова, что успели уже в провинции, где они жили раньше, познакомиться с трудной судьбой человека из непривилегированных слоев населения, пережить гонение помещиков и богатеев. Достоевский изображает разные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нет чем заплатить за квартиру своему хозяину, и его взаимоотношений с ростовщиком; мучение детей, которые вырастают в грязном кованые рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной бранного слова и ссор; молчаливую трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной через безвыходное положение семьи пойти на улицу, чтобы продавать себя и обречь на постоянные, мучительные унижения

Достоевский представляет нам целую галерею “деловых” людей, которые наживаются на народном горе. Образ Алену Ивановны, старухи-процентщицы, постоянно появляется перед Раскольниковим. В романе баба возникает из мрака: “…и только виднелись ее дверной глазка, которые сверкали из тьмы. Алена Ивановна - это малюсенькая сухая старушка лет шестидесяти, со злыми дверной глазками, с маленьким острым носом и простоволосая. Белокурые, мало поредевшие волосы ее были жирно смазанные маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было накручено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жаре, болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая кацавейка”.

Эта “старушка” бьет и держит в рабстве свою сестру-великаншу, простодушную Елизавету. Ростовщица скупая и безжалостная: она дает за вещи, принесенные ей в залог, всего четвертую часть их настоящей цены и бьет непомерные проценты. А все накопленные богатства по завещанию должны перейти в монастырь и “на вечное воспоминание” бессовестной старухиной души

Следующий представитель галереи - Лужин. Лужина автор изображает ограниченным, рассудительным и трезвым дельцом-приобретателем. Раскольников, еще к своей первой встрече с ним, разгадал корыстную, черствую и бессердечную натуру Лужина и глубоко возненавидел его. И, однако, сталкиваясь из Щелочным, Раскольников с отвращением убеждался, что, как это ему ни противно, между ним и щелочным есть и точки соприкосновения. Лужин - не просто себялюбивый, рассудительный делец. Свой образ действий он старается оправдать с помощью принципов политической экономии и буржуазной морали. Выслушавши соображение Лужина, Раскольников неожиданно осознает, что эти принципы является больше низменным вариантом его собственных взглядов, вульгарным опошлением его “идей”. “А приведите к следствиям, что вы проповедовали, и выйдет, что людей можно резать”, - заявляет он Лужину, общность между ними обеими

Достоевский тем самым заставляет героя ощутить близость между него “наполеоновской” теорией и экономической теорией Лужина. В отличие от Лужина, образ Свидригайлови отталкивающий и трагический. В романе авантюрист-помещик Свидригайлом воплощает моральное разложение российского дворянства. Когда Свидригайлови посадили за долги, его выручила Марфа Петровна, на которой он в скором времени женил. Неожиданно, что пришло к нему богатство, власть над крепостными душами - все это развратило его. Свидригайло не только опустошен внутренне, он и сам трагически осознает свою опустошенность и глубоко страдает. Отвращение к себе, трагическое ощущение душевной болезни, которая начинается, уживается в нем с цинизмом, с садистскими наклонностями. Борьба между жаждой жизни и голосом совести, которая вызывает у него отвращение к самому себе, приводит его к самоубийству. На первый взгляд, между помещиком Свидригайловим, которого “обошла” крестьянская реформа, и бедняком Раскольниковим, сестру которого преследует Свидригайло, настолько же имело общего, как между Раскольниковим и ненавистным ему дельцом Щелочным. И однако умный Свидригайло при первом же свидании с Раскольниковим заявляет ему, что они “ одного поля ягода”. Провозглашаемое Раскольниковим возражение моральных норм, утверждение им идеи “сильной” личности приводят не только к оправданию “идейного” преступления Родиона Раскольникова, но и к оправданию порока и моральной опустошенности Свидригайлови, которые вызывают у него самого тугое и внутреннее отвращение. Если “экономическая” мораль Лужина способна привести к теории Раскольникова об “праве” на преступление, то та же теория в другом видоизменении может привести к свидригайловщине, к потери расхождения между добром и злом, к полнейшему моральному разложению личности - такая реальная логика вещей, который раскрывает Намдостоевський.

Мучительный для самого Раскольникова крах его идеи, то моральное истязание, что он переживает после убийства, выражают, по мысли автора “Преступления и наказание”, торжество общественное, народного начала, присущий натуре Раскольникова, над теми эгоистическими мечтами и духовными обманами, которые разъединяют человека с народом, ведут его к моральному падению и гибели. Такое глубокое философское содержание “Преступления и наказания”, что делает этот роман настолько значительным для современного читателя - участника сложной и напряженной борьбы за новые социальные и моральные идеалы

Достоевский писал в конце своей жизни, что его заветной мечтой как человека и писателя всегда оставалась стремления помочь угнетенным и обездоленным людям во всем мире найти достойное человека существования, завоевать путь в “царство мысли и света”. Во всей реалистической прозе XIX столетия нет другого произведения, которое бы с такой правдивостью изображало картины страданий широких масс, вызванных убогостью, социальным неровностью и угнетением, как “Преступление и наказания”.

Вместе со своим главным героем Достоевский гневно отбрасывает как обидные для человека взгляды многих мыслителей своей эпохи, которые думают, что страдание и убогость неминуемые во всяком обществе, что они представляют извечную судьбу человечества. Большой российский писатель страстно защищает идею морального достоинства человека, который не желает быть “вошью”, не хочет терпеть и безмолвно подчиняться, но всем своим существом восстает против общественной несправедливости

Другие статьи категории "Подробный список сочинений":
Прочитал статью?Голосуй!!!
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Мы в VK
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

Email: steam-seller@list.ru

Skype: Sabanowwlad

ICQ: 696042917

О сайте

На нашем сайте вы найдете море сочинений на разнообразные темы.