Иван Денисович — герой повести-рассказ А. и. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

8 Янв 2017 | Автор: | Комментарии к записи Иван Денисович — герой повести-рассказ А. и. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» отключены

Образ и. Д. как бы сложный автором с двух реальных людей. Один из них - Иван Шухов, уже немолодой боец артиллерийской батареи, которой в войну командовал Солженицын. Другой - сам Солженицын, который отбывал срок за пресловутой 58-и статьи в 1950-1952 гг.. в лагере в Екибастузи и тоже работал там каменщиком. В 1959 г. Солженицын начал писать повесть «Щ-854» (лагерный номер зека Шухова). Потом повесть получила название «Один день одного зека». В редакции журнала «Новый мир», в котором впервые была напечатанная эта повесть (№ 11, 1962), по предложению А. Т. Твардовсюго ей дали название «Один день Ивана Денисовича».

Образ и. Д. имеет особое значение для российской литературы 60-х гг.. рядом с образом до-пора Живаго и поэмой Анни Ахматовой «Реквием». После опубликования повести в эпоху т.н. хрущевской оттепели, когда был впервые осужденный «культ лица» Сталина, и. Д. стал для всего тогдашнего СССР обобщенным чином советского зека - заключенного советских исправительно-трудовых лагерей. Много бывшие осужденные за 58-и статьи узнавали »Шв. Д. самих себя и свою судьбу

и. Д. Шухов - герой из народа, из крестьян, судьбу которого ломает беспощадная государственная система. Попав в адскую машину лагеря, перемалывают, которая уничтожает физически и духовно, Шухов старается выжить, но при этом остаться человеком. Поэтому в хаотичной круговерти лагерного небытия он ставит самому себе граница, ниже которого не должен опускаться ( не является в шапке, не являются рыбьими глаза, плавающие в баланде), - иначе гибель, сначала духовная, а потом и физическая. В лагере, в этом царстве беспрерывного вранья и обмана, гибнут именно те, кто предает себя (лижет миски), предает свое тело (слонялся в лазарете), предает своих (стукач), - вранье и измена губят в первую очередь именно тех, кто им подчиняется

Особые споры вызвало эпизод «ударной работы» - когда герой и вся его бригада вдруг, словно забыв, что они рабы, с некоторым радостным энтузиазмом берутся за составления стены. Л. Копелев даже назвало произведение «типичной производственной повестью в духе соцреализма». Но этот эпизод имеет прежде всего символическое значение, соотносительное с «Божественной комедией» Данте (переход из нижнего кола ада в чистилище). В этой работе ради работы, творчества ради творчества и. Д. строит уже не пресловутую ТЕЦ, он строит себя, упоминает себя свободного - он поднимается над лагерным рабской небытием, ощущает катарсис, очищение, он даже физически преодолевать свою болезнь. Сразу после выхода « Одного дня» у Солженицына много увидели нового Льва Толстого, »Шв. Д. - Платона Каратаева, хотя он и «не округлый, не смиренный, не спокойный, не растворяется в коллективном сознании» (А. Архангельский). По сути при создании образа и. Д. Солженицын выходил с мысли Толстого о том, что день мужика может составить предмет для такого же объемистого тома, как несколько столетий истории

Определенной мерой Солженицын противопоставляет своего и. Д. «Советской интеллигенции», «образованщина», «которая платит представить в поддержку обязательного идеологического вранья». Споры Цезаря и кавторанга о фильме «Иван Грозный» и. Д. непонятные, он от них отворачивается как от надуманных, «господских» разговоров, как от надоевшего ритуала. Феномен и. Д. связанный с возвращением российской литературы к народничеству (но не к народностям), когда в народе писатель видит уже не «правду», не «истину», а сравнительно меньшую, сравнительно с «образованщиной», «представить вранью».

Еще одна особенность образа и. Д. в том, что он не отвечает на вопрос, а быстрее задает их. В этом смысле значительный спор и. Д. с Альошкою-Баптистом о видсидку как страдания во имя. (Этот спор непосредственно соотносится со спорами Альоши и Ивана Карамазових - даже имена героев те же.) и. Д. не согласный с таким подходом, но примиряет их «печенье», которое и. Д. отдает Альошци. Простая человечность поступка заслоняет и неистово-экзальтированную “жертвенность» Олешки, и упреки Богу «за видсидку» и. Д.

Образ и. Д., как и самая повесть Солженицына, стоит в ряде таких явлений российской литературы, как «Кавказский пленник »А. С. Пушкина,« Записки из мертвого дома »и« Преступление и наказание »Ф. Г. Достоевского,« Война и мир »(Пъер Безухов в французском плену) и« Воскресение »Л. Г. Толстого. Это произведение стал своего рода прелюдией для книги «Архипелаг ГУЛАГ». После выхода в мир « Одного дня Ивана Денисовича» Солженицын получил от читателей огромное количество писем, из которых позднее составил антологию «Читают« Ивана Денисовича »».

Другие статьи категории "Сочинения для подготовки":
Прочитал статью?Голосуй!!!
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Мы в VK
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

Email: steam-seller@list.ru

Skype: Sabanowwlad

ICQ: 696042917

О сайте

На нашем сайте вы найдете море сочинений на разнообразные темы.