Черты интеллектуального романа в произведении Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» (2 вариант)

10 Янв 2017 | Автор: | Комментарии к записи Черты интеллектуального романа в произведении Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» (2 вариант) отключены

Многим роман Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" выдается непонятным. Конечно, к недавнему времени творчество писателя интерпретировали не совсем адекватно: эстетизм литературоведы рассматривали как явление чужое, более того — аморальное. Между тем, творчество Оскара Уальда, проанализированная внимательно, дает ответу на вопрос, которые беспокоят человечество из времен его рождения: что такое красота, которая ее роль в становлении личности, есть ли красота основным и непременным мерилом счастья и гармонии?

Оскар Уайльд был одним из ярчайших парадоксалистов второй половины девятнадцатого столетия. В парадоксе граница между истиной и абсурдом довольно часто есть очень шаткой

Идеолог "нового геодонизму",персонаж романа "Портрет Дориана Грея" утверждает: "Мне нравится сцена, потому что на ней больше правды, чем в жизни". Конечно, для писателя "искусство — абсолютная истина", а для поэта "существует только одно время — миг художественного творчества, только один закон — закон формы, только одна страна — страна красоты, отдаленная от реального мира". Передмовадо романа, которая составляется с двадцати пяты афоризмов, дублирует постулаты теоретических работ Оскара Уайльда. А роман становится иллюстрацией идей, высказанных раньше, и подтверждает центральный тезис эстетизма: "Искусство — это обитель красоты, и никак не связанное с реальной жизнью".

Истинный эстет в романе — художник Безил Холлуорд: его творчество является выразителем идеального представления о Прекрасном. Безил — человек избран, потому что не все могут видеть в прекрасном лишь красоту. Он не принимает участие в светской жизни, у него нет семьи, он полностью отдает себя служению искусству. Он порядочный, благородный человек, который имеет чистую невиновную душу. С иронией лорд Генри отмечает, что талантливые люди в повседневной жизни неинтересные, иногда даже скучные, потому что реальная сфера их существования — творчество

Портрет, созданный Безилом, не был отображением личности Дориана Грея, он был воплощением того идеала, который художник искал всю свою жизнь. Оттуда отказ выставить портрет на продажу: "Я отдал ему весьма много от самого себя". По мнению художника, судьба людей физически или духовно совершенных чаще всего несчастная. Дар богов, которые бы он не представлял собой — интеллект, талант, красоту, — всегда должен быть оплаченный страданиями дароносцив. Для Безила создание портрету было тоже своеобразным даром: "Встреча из Дорианом будто дала мне ключ к чему-то нового в искусстве, открыла мне новую манеру письма". Физическое совершенство юноши стало для художника той формой, которая помогла передать духовное содержание его творческих поисков. Портрет — сугубо эстетичное явление, его творец — личность, которая не потеряла до конца жизни ни дольки своей духовности. Итак, если искусство не имеет ничего общего с жизнью, то художник не должен быть морализатором. Для художника моральная жизнь человека — лишь одна из тем его творчества, наверное, поэтому, самое творчество начинает нести морализаторскую функцию

Портрет отдаляется от своего творца и прекращает принадлежать к сферы живописи именно в тот момент, когда Дориан проговаривает: "Если бы старелся этот портрет, а всегда оставался молодым! За это... за это я отдал бы все на миру. Так, ничего бы не пожалел! Душа отдал бы за это..." Фантастический портрет становится жизням Грея, в то время как сам герой становится портретом

Красота — это единое положительное качество Дориана Грея. В детстве он изучал музыку, умел выполнять пьесы Шопена. Но детство прошло — и он становится беспомощным. Под влиянием скептического лорда Генри, своеобразного дьявола-соблазнителя, Дориан хочет получить от жизни как можно больше удовлетворений. Только, в отличие от Безила, удовлетворение Грея довольно примитивные. Эгоист, которому неизвестные ни сочувствие, ни милосердие, ни любовь, постепенно деградирует

Интеллект и красота: каким образом связанные эти категории в романе? Интеллектуал лорд Генри связывает с красотой лучше всего в этой жизни: "Красота — один из видов Гения, даже она высшая чем Гений, потому что не нуждается в понимании". Итак, внешняя красота по ошибке связывает с красотой моральной. Когда Генри подталкивает красивого Дориана на путь познания наслаждения, наверное, подсознательно он верит в победу морали. Этот гимн красоте молодой мужчина воспринимает весьма примитивно. Он отказывается от " замечательного жизни", которое, по мнению лорда, обязательно представляет сущность красивого человека. Ради сохранения внешней красоты, Дориан отказывается от своей души. Он целиком отдается порокам своей эпохи. Наслаждение, которого стремился человек-портрет, не была на самом деле душой: только удовлетворение физиологичнихпотреб.

Потерявши душа, Дориан становится рабом портрета. Отчаяние, страх внезапно охватывают " прекрасного принца". Грей старается уничтожить все то, что приобрело качества зеркала, которое отображает моральную деградацию героя. Финал произведения трагический и оптимистичный вместе с тем. Портрет не погиб, смерть захватила в свой плен лишь обезображенного дедушки, в котором было тяжело узнать прекрасного юноши. Портрет возродился, потому что он изображал не красивого юноши, а идеалпрекрасного.

На мой взгляд, писатель возражает собственный тезис о господстве красоты и вере в то, что красота спасет жизнь. Те изменения, которые состоялись с портретом, не принудили Дориана Грея задуматься над тем, как можно изменить свою жизнь. Он видел отвратительный портрет, усматривал в нем источник всех своих проблем. Грей старается уничтожить портрет, но не уничтожает зло, которое воцарилось в него душе. Грей стыдится своей греховной сути, но не знает реальных путей исправления своей греховности. Оскар Уайльд утверждал, что необходимо "быть самым собой", в этом состоит благо для общества. Фактически он имел в виду общество, в котором будут держаться с достоинством духовные, а не материальные ценности. Тогда становится понятным, почему писатель уделял столько внимания возвеличиванию красоты

Человек умирает, а искусство вечное. Однако сам писатель и его герой, Дориан Грей, были далекими от комфортного существования в обществе невичнихлюдей.

Наслаждение красотой дарит радость, но не лишает от необходимости работать над тем, чтобы красота воцарилась у миру

Другие статьи категории "Художественная литература":
Прочитал статью?Голосуй!!!
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Мы в VK
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

Email: steam-seller@list.ru

Skype: Sabanowwlad

ICQ: 696042917

О сайте

На нашем сайте вы найдете море сочинений на разнообразные темы.